Бог повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ведь если любить только тех, кто любит нас, что особенного мы делаем? Нельзя вытирать чужой любовью ноги. А чистота сердца в том, чтобы видя грешных и немощных, иметь к ним сострадание.
Вот в такие жизненные и нравственные истины предлагает вникнуть читателям Гульсифат Шахиди в своём первом романе «Свет мой, Солнышко». Новая книга о женских судьбах, стремлении к счастью и преодолении искушений. Мудрецы утверждают, что злом зла не победить и спасает только любовь. Воевать же надо не с ближними, а с самим собой и это трудные бои, очищающие душу. Многочисленные персонажи романа испытали такие нравственные битвы.
Автор назвала новое произведение «Свет мой, Солнышко» и это не только перевод имени одной из главных героинь Офтобхон (офтоб-по таджикски солнце). Солнце, по восприятию автора, свет жизни, наша душа.
Действие романа разворачивается в Ленинграде-Питере, в столице многонационального Таджикистана Душанбе и в высокогорном селении Зароб в 70-90-е годы прошлого столетия. А заканчивается роман событиями в наши дни 21-го века.
Мне, литературному редактору Гульсифат Шахиди и её близкой подруге, при чтении каждой главы вновь пришлось пережить и счастливые годы жизни в Душанбе , и трагические события гражданской братоубийственной войны. Моя Гуля писала роман в Лондоне, а я после сложнейшей операции на сломанной ноге жила у родственников в Туле, и читала присылаемые тексты, забывая о физической боли. Поражалась творческой фантазии подруги, осмыслению жизни в ярких и глубоких образах.
В ткань повествования органично вошли мудрые притчи и газели великого восточного поэта-суфия Джалалиддина Руми, стихи современных авторов, православные и мусульманские молитвы, пословицы и поговорки.
Четыре части романа названы именами главных героинь—Нины, Джонбегим, Зайнаб и Офтобхон, связанных нитями одной судьбы. Каждая рассказывает свою историю взлётов и падений, покаяния и прощения. У каждой свой трудный путь к Богу.
Центральная фигура в романе —Нина. Это солнечная женщина ,щедро согревающая каждого человека, посланного судьбой. Сирота, выросшая в ленинградском детдоме, она узнала о родителях, погибших в сталинских застенках , уже будучи взрослым человеком. Отца расстреляли сразу, а беременной матери дали время выносить ребёнка до родов. И Нина в материнском чреве ощущает себя рыбкой в аквариуме. Она слышит мамины ласковые слова, вещие предсказания и прощальные песни. Эту кровную связь матери и дитя она осознаёт в снах на протяжении всей жизни.
Начинается роман событиями 1968 года. Судьба дарит студентке Нине большую любовь в лице таджикского парня Джамшеда, мечтающего сыграть традиционную обрядовую свадьбу в родном селе Зароб. Но жить вместе влюблённые стали до брака и забеременевшая Нина сделала втайне аборт. По сути ,убила ребёнка в чреве и за этот грех сразу же приходит расплата. Джамшед гибнет на военных учениях, а врач-гинеколог выносит девушке приговор о невозможности иметь детей.
И для Нины начинается трудный путь покаяния. Первая исповедь в храме, Крещение, Причастие. Ангелом –Хранителем её стала соседка по лестничной площадке Людмила Павловна-преподаватель пединститута. Она помогает сиротке найти правильные жизненные ориентиры. Поддерживает её решение уехать на родину Джамшеда в село Зароб- учить местных детей русскому языку и литературе. Именно здесь, в далёком Таджикистане сиротка Нина, обрекшая себя на одиночество, находит родных по духу людей и создаёт семью. Здесь приходит к ней поздняя любовь-Семён Иванович и немыслимое счастье-приёмная дочка Офтобхон. Девочку рожает от насильника одноклассника Алишо любимая ученица Зайнаб. Нина спасает девушку от позора, ведь дитя –копия парня. Новорожденную Нина Николаевна с мужем Семёном Ивановичем увозят в Питер и сразу удочеряют.
Семён Иванович-учитель физкультуры в Заробской школе, фронтовик-орденоносец вошёл в жизнь Нины ,когда ей было уже за сорок. Почти два десятилетия они прожили в соседях на одной улице и Нина воспринимала его как коллегу и старшего товарища, дружила с его женой. А когда Семён Иванович овдовел, сиротская душа Нины потянулась к нему с желанием пожалеть, обогреть, быть рядом.
Семён Иванович тоже близко к сердцу принимает радости и горести своих учеников-обручённых с колыбели Зайнаб с Назарали и непутёвого Алишо. Мальчишкой прошедший Великую Отечественную войну, Семён знает цену жизни. Всё можно простить и оправдать, но нельзя исправить убийство. Кражу исправляют, вернув украденное, обиду забывают, а грубое слово заглаживают лаской. За убийство можно вымолить у Бога прощение и понести тяжёлое наказание, но отнятую жизнь уже не вернуть . Семён Иванович спешит на выручку, не дожидаясь просьб о помощи.
Узнав о захвате боевиками любимого ученика Назарали , он из Питера летит в Душанбе, разыскивает логово банды и предлагает в заложники себя. Оказалось, что здесь ещё один ученик Семёна Ивановича-тот самый насильник Алишо ,которого Назарали за свою осквернённую Зайнаб, готов был убить. Мстительные мысли улетучиваются , когда Назарали видит Алишо в наряде «невесты», предназначенной для коллективной «брачной ночи».Семён Иванович спасает и этого ученика. Обговаривает с главарём банды цену выкупа за лазутчика Алишо, отправляет Назарали к Джонбегим- матери несчастного за золотом и драгоценностями. А потом,уже в Питере собирает всех раскаявшихся и прощённых под своё крыло, объединив в одну большую семью.
Самый противоречивый образ в романе-Джонбегим. Джон по таджикски-душа и такое имя родители дали девочке неспроста. С малых лет она трудилась по хозяйству, нянчила восьмерых своих сестёр и братьев, на спине выносила на солнышко и свежий воздух старенькую беспомощную бабушку и никогда не жаловалась. Но мечтала о другой жизни-беспечной и спокойной вдали от родных мест. Думала ,свободу дают большие деньги и богатый муж. Джонбегим ещё подростком дала себе слово родить только одного ребёнка, чтобы никогда он ни с кем и ничем не делился. Пусть всё будет ему одному.
И мужа выбрала себе сама-милицейского начальника Алимбека, дважды разведённого из-за неспособности жён родить детей. А школьница Джонбегим быстро смекнула, что дело не в жёнах, и сумела обворожить Алимбека. После свадьбы согрешила с русским пограничником и забеременела. Уверена была, никто об измене не узнает, а муж испытает долгожданное счастье отцовства. Так и родился сын Алишо- зеленоглазый и кудрявый красавец, осквернённый грехом. Избалованный родительским обожанием и достатком, парень появляется в Заробе в выпускном классе Нины Николаевны ,и презрительным отношением к кишлачным сверстникам сразу настраивает всех против себя. Пытается исковеркать жизнь обручённых Назарали и Зайнаб, унижает грубостью учителей. Алишо чувствует свою безнаказанность, ведь отец с детства решает за него все трудные вопросы, а мать оправдывает самые недостойные поступки сына.
Прозрение для Джонбегим стало страшным. Богатый муж Алимбек, оказывается, связан с преступниками-наркодилерами и пускается в бега, едва оклемавшись от инфаркта. А любимый сын Алишо попадает к боевикам и сам становится жертвой насилия. Его потрясает благородство и самопожертвование соперника Назарали и учителя-фронтовика Семёна Ивановича, готовых за ничтожную его жизнь предложить выкуп и остаться заложниками бандитов. Эти события совершают переворот в душах Джонбегим и её сына. Отныне в них –покаяние, мольба о прощении у всех, кому причинили зло, и смирение перед Всевышним. Алишо не пугает даже приговор врачей о невозможности иметь детей-он готов воспитать сирот. Судьба сжалилась над ним, переродившимся в страданиях. Алишо встретит и полюбит вдову Назиру , прикипит сердцем к её детям. А плод греха с Зайнаб-кровная дочка Офтобхон сумеет понять и простить своих несостоявшихся родителей.
Джонбегим поражается участию Нины и Семёна Ивановича, Людмилы Павловны и Назиры, Зайнаб и Назарали, подаривших ей счастье общения с внучкой Офтобхон. О несчастной судьбе матери, едва не потерявшей в банде сына, беспокоятся все окружающие. Людмила Павловна стала ей верной подругой и наставницей .В предсмертном письме она просит Нину не оставлять без поддержки Джонбегим, потому что той труднее всех в этой жизни.
У Семёна Ивановича в Заробе тоже последние слова о Джонбегим. Он отдаёт Назарали ключ от стола хозяина питерской квартиры, где хранятся документы на владение жильём. Заробская повитуха и провидица Гульнор-доя , умирая в душанбинской больнице, призывает к себе Джонбегим и открывает ей правду о рождении внучки. Повитухе ведома даже тайна старинной шкатулки с бесценными монетами ,которую оставила в наследство Джонбегим её бабушка. Гульнор –доя просит своего брата-ювелира позаботиться о Джонбегим и тот отправляет её к другу-нумизмату в Питер.
Зайнаб в переводе с арабского-ароматный цветок или драгоценный камень. Такое имя удивительно подходит чистой, светлой девочке, выросшей в райском Заробе. Казалось бы, ничто не омрачит её распланированную на все годы жизнь. Родители с колыбели обручили Зайнаб с односельчанином Назарали, ждали пока жених и невеста вырастут ,чтобы сыграть свадьбу. И далее, по обычаям - навеки вместе с семьёй и детьми. Но в селе появился зеленоглазый красавец Алишо и Зайнаб влюбилась. Ранила этим верного Назарали, привела в недоумение любимую учительницу Нину Николаевну. В отместку за насмешки Назарали, Алишо «испортил» доверчивую девушку, а в сущности –свою жизнь. Грех рождает грех: лишённая чистоты Зайнаб , возвращается в дом насильника, чтобы убить его. Бог отводит девушку от этого, Алишо успел сбежать из Зароба. Второе страшное деяние-аборт не даёт совершить Зайнаб её мать. После трудного объяснения с Назарали, она задумывает двойное убийство-хочет броситься в пропасть, чтобы разом оборвать свою жизнь и зачатого дитя . Но Назарали, потрясённый известием о беременности, клянётся в верности любимой.
Нину ,присутствующую при их объяснении, до глубины души трогает сцена у водопада. Зайнаб и Назарали, обнявшись стоят под лавиной воды, смывающей с них скверну обид и недобрых помыслов.
Отныне и навеки они будут вместе. Переживут отказ Зайнаб от новорожденной дочери, примирение с Алишо, потерю благодетелей –Семёна Ивановича и Людмилы Павловны. Обретут счастье растить трёх сыновей и сроднятся с Офтобхон, ставшей солнышком для всех.
«Солнце подолом не прикроешь» повторяет Зайнаб старинную поговорку, понимая, что от правды не уйти. И мужественно, честно открывает эту правду жене Алишо Назире и кровной дочке Офтобхон.
Младшая героиня романа- Офтобхон крещена Светланой. Она воспитывалась в любви и потому у неё с малолетства чуткое и жалостливое сердечко. Девочка вобрала в себя лучшее от кровных и приёмных родителей. Мама Нина и крёстная Людмила Павловна передали ей женскую суть, а образцом настоящего мужчины стал для Офтобхон –Светы Семён Иванович, подаривший дочке такой запас любви, которого хватит на всю оставшуюся жизнь.
Девочке интересны родственные связи разных поколений своей многочисленной семьи и на родовом дереве она с любовью заполняет именами каждую веточку. Узнав правду о своём рождении, Офтобхон не осуждает кровных родителей, а жалеет их и искренне радуется, что родные и близкие рядом с ней.
Крёстная Людмила Павловна с детских лет водила девочку в храм, учила молитвам. А ещё воспитывала её благородной барышней. Сказки-были папы Семёна и мамы Нины о их жизни помогли дочке уяснить, что даже после ухода из жизни , любимые люди не исчезают без следа- их бессмертные души остаются рядом с нами.
В Заробе, похоронив любимого отца, Офтобхон закопала рядом с могилой косточки из съеденных абрикосов. И на каменистой почве выросло и расцвело чудесное дерево, будто воскресив дух Семёна Ивановича.
В каждый женский образ романа автор Гульсифат Шахиди вложила лучшие черты характера своей мамы ,которую все в Душанбе называли на русский лад Марией или тетей Машей. У Нины –её внешность: белокожая, голубоглазая, русоволосая. А ещё в Нине-терпение, доброта, благорозумие, стремление всем помочь словом и делом.
В Людмиле Павловне от Гулиной мамы –благородство, учтивость,хорошие манеры, жалость к людям. В Зайнаб я вижу от тёти Маши –скромность, молчаливость, любовь к восточной поэзии, а в Джонбегим- умение быть благодарной людям и сторицей воздать им за доброту. Офтобхон, как и тётя Маша, солнышко, согревающее семью, друзей, соседей. Повитуха Гульнор-доя « взяла» по воле автора от её мамы мудрость, дар предвидения, а представительница «самаркандской нации» Назира -умение вкусно готовить, красиво накрывать на стол и радушно угощать всех входящих в дом.
Моя подруга Гуля твёрдо верит, что творчество благотворно. Искренне надеется, что в читателях романа проснётся чувство сожаления хотя об одной неправедно прожитой минуте. «Совесть-сторож души»- говорят святые люди. Не будем забывать об этом.
Вера Дейниченко, журналистка.
Источник: proza.ru
Comments